Как правильно зарядить аккумулятор от бесперебойника

Оглавление статьи: Как правильно зарядить аккумулятор от бесперебойника
Содержание

Многие пользователи источников бесперебойного питания со временем начинают проявлять интерес к тому, как правильно должна проходить зарядка аккумулятора от ИБП. Есть определенные правила, которых нужно придерживаться в процессе эксплуатации устройства поддержки, чтобы не мешать естественному ходу химических реакций, происходящему во встроенной емкости хранения тока. Если их нарушить, то батарея достаточно быстро начинает деградировать, терять вместимость, а в крайних случаях может и вовсе выйти из строя. Соответственно и применять ИБП с поврежденной батареей для питания компьютера пользователя, его бытовой техники или иных ниш, требующих поступления нормализованного тока — бессмысленно.

ИБП

Первый запуск

Бесперебойник и его аккумулятор:

Бесперебойник и его аккумулятор

Приобретая новый ИБП, или начиная пользоваться старым после долгого простоя, необходимо вначале полностью зарядить внутренний аккумулятор ИБП. Здесь можно понадеяться на электронику бесперебойника или воспользоваться сторонним зарядным устройством. Разберем вначале первый случай. Тут все просто. Достаточно до момента начала рабочей эксплуатации бесперебойника подключить его с вставленной батареей на сутки к сети питания, без нагрузки. За названый период времени АКБ будет полностью заряжен.

В идеале, на исходе суток отсоединить аккумулятор, и проверить напряжение на его клеммах мультиметром или вольтметром. Оно должно находиться в пределах, указанных в информации, нанесенной на корпусе емкости в графе «StandBy use» или «Floating use». Возможно, протестированное значение будет и выше. Если же напряжение на контактах ниже, то стоит проверить сам ИБП — дает ли он ток согласно норме. Для этого подключают бесперебойник к сети и замеряют характеристики на его клеммах. Полученные значения должны быть аналогичны указанным на аккумуляторе в разделе «Cycle use».

Этикетка устройства с технической информацией:

Этикетка устройства с технической информацией

В том случае, если для первоначального заполнения АКБ источника бесперебойного питания используется стороннее зарядное устройство, то периодическая проверка текущего уровня тока обязательна. Да и само зарядное устройство должно обладать характеристиками, позволяющими ему работать с аккумулятором ИБП. К примеру, вольтаж должен лежать в пределах «Cycle use», а сила тока соответствовать 1/10 всей емкости, указанной на корпусе накопителя, и не превышать «Initial current».

Чем последний метод лучше использования самого бесперебойника — он дает возможность частично уменьшить деградацию. Для этого нужно несколько раз полностью зарядить и опустошить аккумулятор. Разрядка производится слаботочной нагрузкой, подключаемой к накопителю между циклами наполнения. Хорошо подойдет лампа дальнего света фар автомобиля.

Две проблемы

Одна из проблем — заряд ниже нормы:

заряд ниже нормы

Любой аккумулятор источника бесперебойного питания, как, впрочем, и все аналогичные устройства хранения заряда, подвержен двум проблемам. Первая из которых, конечно же, перезаряд. Когда классический свинцовый АКБ набирает излишки энергии, кислая среда в его составе, представленная смесью воды и серной кислоты, кипит, разрушая испускаемыми газами корпус. Для аккумулятора ИБП жидкости не предусмотрено, вместо нее используется или паста в гелиевых моделях (маркировка GEL на корпусе) или пористые сепараторы из стеклоткани (AMG модели). Тем не менее, перезаряд может привести к тому, что верхние части контактов внутри самого устройства перестанут быть закрыты кислотным составом, что приведет к их электрическому замыканию и выходу емкости хранения из строя. Кроме того, даже если не произойдет оголения, вместимость АКБ по току все равно снизится. Причиной здесь станут маленькие пузырьки газа, которые не могут покинуть пасту или сепаратор. Они начнут мешать ходу химических реакций, проходящих при накоплении или расходе энергии.

Измерение напряжение на АКБ со снятой крышкой:

Измерение напряжение на АКБ со снятой крышкой

Вторая проблема по аналогии обратна первой — слишком сильный разряд аккумулятора. В процессе траты энергии, внутренняя плотность кислой среды у АКБ падает. При зарядке она поднимается. Вот тут и кроется суть проблемы — если она слишком низкая, то химические реакции не идут и наполнить энергией накопитель уже не получится.

В первом случае бесперебойник сам начнет сигнализировать о возникновении проблемы аварийным индикатором или своеобразным писком. Во втором будет отмечаться краткое время поддержки работы оборудования и его периодическое спонтанное отключение.

Диагностика неисправностей

В том случае, когда есть подозрение на перезаряд АКБ, необходимо отсоединить его от источника бесперебойного питания и проверить мультиметром. Характерными признаками станет полное отсутствие напряжения на клеммах. Если прибор не показывает наличие тока, стоит переключить его в режим прозвона. В том случае, если определится короткое замыкание, диагноз становится ясен — это перезаряд.

Тестирование специальным измерителем:

Тестирование специальным измерителем

Случай с уменьшением плотности так же продемонстрирует вольтметр. После зарядки аккумулятор будет выдавать значения ниже указанных в «Floating use», «StandBy use» на корпусе устройства. Возможно частичное восстановление функциональности, если провести несколько циклов наполнения, как описано ранее, но это полумера и не факт. Кроме того, есть еще один способ поднять плотность при слишком сильном разряде для AGM АКБ ИБП: снимается верхняя крышка устройства и производится долив банок дистиллированной водой через расположенные под ней пробки. К сожалению, метод не сработает для гелиевых аккумуляторов — пасту таким образом разбавить невозможно.

В тех случаях, когда требуется определить общее состояние аккумулятора, опять же поможет лампа из фары автомобиля. Подключив ее на две минуты к клеммам, наблюдают за свечением. Уменьшение его яркости к концу процедуры — первый признак деградации емкости свыше 50%. То же самое относится к случаю, если у полностью заряженного АКБ напряжение на контактах ниже 12В. Такие аккумуляторы использовать в ИБП для нормальной нагрузки бессмысленно.

Аккумулятор с подключенной лампой:

Аккумулятор с подключенной лампой

Хочется отметить, что перед тестом емкости нужно вначале попробовать работоспособность самого источника бесперебойного питания — дает ли он необходимые напряжения. Бывают ситуации, когда причина неисправности находится именно в нем.

Несколько рекомендаций

Крайне нежелательно перегружать источник бесперебойного питания нагрузкой свыше его мощности. В конечном итоге будет оставаться слишком мало энергии для зарядки самого АКБ, что приведет к его выходу из строя. Это один из самых важных аспектов для правильного понимания того, как заряжать ИБП.

В том случае, если ИБП долгое время не используется, нужно периодически доставать его, проверять напряжение на аккумуляторе и контролировать, чтобы характеристики батареи не уходили ниже указанных в «StandBy use» на корпусе. При необходимости производить подзарядку. Опять же, помещение в котором находится ИБП, долгое время не должно охлаждаться ниже 5 °С. Замерзание электролита весьма отрицательно скажется на характеристиках аккумулятора. Ну и самое главное, после долгого простоя обязательно вначале полностью зарядить устройство, а уж только потом подключать нагрузку.

Полная проверка аккумуляторов и ИБП:

Полная проверка аккумуляторов и ИБП

Все перечисленное даст полное представление о том, как правильно зарядить аккумулятор от бесперебойника, чтобы сохранить его функциональность и не допустить деградации. К сожалению, если не придерживаться рекомендаций и при возникновении проблем, здесь уже станет только один вариант выбора — утилизация и замена батареи. Ремонту они или вовсе не подлежат, или производимые действия будут иметь слишком малый смысл в восстановлении характеристик.

Видео по теме

Хорошая реклама

Добавить комментарий Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *